Марийцы
Содержание:
- Внешность
- Фольклор
- Известные марийцы
- История
- История
- Многие марийцы сочетают свою веру с православием
- Известные марийцы
- Традиции
- Занятия
- Лес в жизни марийцев
- Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
- Религия
- Происхождении народа
- Численность и расселение
- Примечания
Внешность
Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.
Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков. Отличительными чертами внешности являются:
- средний рост;
- желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
- миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
- прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
- выступающие скулы.
Одежда
Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.
Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры. Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами. Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.
Фольклор
Марийские семьи были преимущественно малыми, моногамными, хотя существовали и большие – неразделённые, объединявшие 3–4 поколения близких родственников.
Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык).
Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами.
Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками.
Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инструменты – барабан, волынка, свирель, гусли, деревянные трубы, со 2-й половины XIX в. – гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хозяйственной деятельностью всенародные праздники. Отмечались:
- новогодний праздник «шорык йол» с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр.;
- аналогичный русской масленице праздник «уйарня», весенний праздник пашни «ага пайрем» с общественным молением и жертвоприношением хлебов;
- летний праздник «сурем» с шумным ритуалом изгнания «злых духов» (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями марийцы хлестали свои дома и постройки);
- осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями.
Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В районах близкого соседства с башкирами и татарами марийцы принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя.
У марийцев была развита нетрадиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне.
Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время.
В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью которых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.
Марийский праздник Семык
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
История
Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.
Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.
История
Первое достоверное упоминание о черемисах встречается в Повести временных лет,где они упомянуты среди народов платящих дань Руси.Там же сказано что черемисы живут у устья р.Оки.Следующее упоминание о черемисах датировано 1170г.-князья Галича наняли отряды черемис.Русские письменные источники конца 12в. указывают что черемисы живут в верховьях р.Ветлуги. Упоминаний о черемисах на территории современной Республики Марий-Эл в письменных источниках 11-13в. нет.Хотя в это время здесь происходили активные контакты между Русью и Волжской Булгарией,в том числе был заключён договор согласно которому южный(горный) берег р. Волги принадлежал княжеству Владимирскому а северный(луговой) Волжской Булгарии.Археологами на территории Горномарийского района Республики Марий-Эл(южный берег р.Волги)обнаружено крупное русское поселение 11-13в.(юрьяльское селище),на северном берегу р.Волги возле райцентра Юрино обнаружено булгарское поселение.В 1246г.территория была опустошена татаро-монголами.После чего,по данным археологии и русским летописей,эта территория пустовала.В начале 14в.на территории современной Республики Марий-Эл появляются поселения которые однозначно можно определить как марийские. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря — АССР.
Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.
См. также История Марийского края.
Многие марийцы сочетают свою веру с православием
Вера марийцев — явление необычное. Будучи религиозной традицией, она не видит для себя угрозы в чужих мировоззрениях. Более того, марийская религия никакие учения не считает чужими. Всё от Бога, как ни крути.
Это создаёт интересную ситуацию: около 67% жителей Марий Эл — номинально православные. Но многие из них — двоеверцы. Марийская религия не считает зазорным такое сочетание, так что человек с лёгким сердцем может выполнять ритуалы и той, и другой традиции.
67%
жителей Марий Эл — православные
Кугу Юмо — это христианский Бог в представлении марийцев. Иначе и быть не может. Если Бог творец Един, то ясно, что оба учения пересекаются в этой точки и указывают на самую могущественную духовную сущность.
Юмын Удыр — владычица звёздного неба в марийской мифологии. Фото: upload.wikimedia.org
Христианская ритуальная практика тесно сплетена с марийскими верованиями — вплоть до того, что Георгия Победоносца считают аналогом некого местного божества.
С православной точки зрения подобное слияние недопустимо, хотя определённый процент местных влияний всегда трансформировал христианское учение в разных регионах.
Возможно, марийская религия и выжила только благодаря христианству. Своих мифов там практически нет. В основном — заимствования скандинавских историй. Библейские рассказы и учения заполнили лакуны в марийском мировоззрении. Остался лишь пантеон.
Известные марийцы
- Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
- Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
- Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
- Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
- Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
- Васин Ким Кириллович — писатель.
- Вишневский Семён Алексеевич — поэт, переводчик, журналист.
- Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
- Григорьев Александр Владимирович — художник.
- Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
- Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
- Ефруш Георгий Захарович — писатель.
- Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
- Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
- Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
- Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
- Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
- Казаков Николай Иванович — поэт.
- Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
- Колумб Валентин Христофорович — поэт.
- Конаков Александр Фёдорович — драматург.
- Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
- Лашманов Пётр Ильич — поэт, прозаик, переводчик, этнограф, краевед, педагог.
- Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
- Луппов Анатолий Борисович — композитор.
- Макс Майн — поэт, переводчик, журналист, редактор.
- Матюковский Геннадий Иванович — поэт, прозаик, переводчик, журналист.
- Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
- Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
- Николаев Сергей Николаевич — драматург.
- Олык Ипай — поэт.
- Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
- Осмин Йыван — поэт, прозаик, журналист, редактор, педагог.
- Петров Иван Петрович — государственный и общественный деятель, первый председатель Марийского ОБИК.
- Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
- Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
- Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
- Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
- Сави Владимир Алексеевич — писатель.
- Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
- Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
- Сапаев Эрик Никитич — композитор.
- Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
- Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
- Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
- Чалай Васлий — поэт, прозаик.
- Четкарёв Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
- Шабдар Осып — писатель.
- Шадт Булат — поэт.
- Шкетан Яков Павлович — писатель.
- Элексейн Яков — прозаик, журналист, педагог.
- Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
- Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
- Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
- Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
- Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
- Юксерн Василий Степанович — писатель.
- Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
- Ямбердов Иван Михайлович — художник.
- Князь Мамич-Бердей
- Чоткар патыр
- Полтыш князь Малмыжский, погиб в битве с русскими войсками
- Чумбылат, легендарный марийский князь XII века
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Занятия
Основное занятие – пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман).
Главные полевые культуры – рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические – конопля, лён, хмель; овощные – лук, капуста, редька, морковь.
У горных марийцев в XIX в. получило развитие садоводство.
Марийцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их «нечистыми», непригодными для жертвоприношений.
Охота, рыболовство, бортничество (позднее – пасечное пчеловодство), собирательство имели подсобное значение.
Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем хозяйстве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым художественным ремёслам относятся: ювелирное искусство (изготовление серебряных женских украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.
Лес в жизни марийцев
Культура марийцев была бы неполной без почитания леса и сил, которые он олицетворяет. В наши дни этот народ продолжает посещать священные рощи, куда приносит дары добрым божествам и духам леса.
Ежегодно осенью множество марийцев съезжается в такие места, где в качестве дани семьи оставляют утку. Марийцы молятся в лесах, у них нет храмов или церквей. Согласно их вере, в момент общения с богом человек устанавливает связь с силами Вселенной, с космосом. Считается, что в древних священных рощах, которые выбирали ещё предки мари, очень мощная энергетика. В этих местах нельзя громко разговаривать, шуметь или сквернословить.
Югорно. Марийский народный эпос в Марийском национальном драматическом театре
Энергия природы, по мнению марийцев, может наделять человека особенными силами. У этого народа много знахарей, которые действительно обладают необыкновенными способностями. Многие из них утверждают, что используют для лечения и заговоров энергетику деревьев, что и самим знахарям помогает восстановиться после тяжёлых сеансов.
Марийцы – народ с интересной историей и загадочной культурой. Сегодня их край привлекает туристов, которые мечтают хотя бы незначительно прикоснуться к древним обычаям народности, что сохранила верования и мировоззрение далёких предков. Как же это удалось марийцам? Кто знает, может, их мифы не так далек от истины, а в будущем учёные докажут внеземное происхождение человека. Впрочем, сами марийцы вряд ли удивятся такому открытию.
Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру
В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.
Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.
Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.
Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. Фото: mari.eparhia.ru
Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.
Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.
Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания
Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.
Религия
Кроме православия, у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».
В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству.
Происхождении народа
Вопрос о происхождении марийского народа является спорным до сих пор. Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. известный финский языковед М.Кастрен. Он попытался отождествить марийцев с летописной мерей. Эту точку зрения поддержали и развили Т.С.Семенов, И.Н.Смирнов, С.К.Кузнецов, А.А.Спицын, Д.К.Зеленин, М.Н.Янтемир, Ф.Е.Егоров и многие другие исследователи II половины XIX – I половины ХХ вв. С новой гипотезой в 1949 г. выступил видный советский археолог А.П.Смирнов, который пришел к выводу о городецкой (близкой к мордве) основе, другие археологи О.Н.Бадер и В.Ф.Генинг в то же время защищали тезис о дьяковском (близком к мере) происхождении марийцев. Тем не менее археологи уже тогда сумели убедительно доказать, что меря и мари хотя и родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. В конце 1950-х гг., когда стала действовать постоянная Марийская археологическая экспедиция, ее руководители А.Х.Халиков и Г.А.Архипов разработали теорию о смешанной городецко-азелинской (волжскофинско-пермской) основе марийского народа. Впоследствии Г.А.Архипов, развивая эту гипотезу дальше, в ходе открытия и исследования новых археологических памятников доказал, что в смешанной основе марийцев преобладал городецко-дьяковский (волжско-финский) компонент и формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в IX – XI вв., при этом уже тогда марийский этнос начал делиться на две основные группы – горных и луговых марийцев (на последних, по сравнению с первыми, более сильное влияние оказали азелинские (пермоязычные) племена). Эту теорию в целом поддерживает сейчас большинство ученых-археологов, занимающихся данной проблемой. Марийский археолог В.С.Патрушев выдвинул иное предположение, согласно которому формирование этнических основ мари, а также мери и муромы происходило на базе населения ахмыловского облика. Лингвисты (И.С.Галкин, Д.Е.Казанцев), которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой. Ученый-археолог Т.Б.Никитина, учитывая данные не только археологии, но и лингвистики, пришла к выводу, что прародина марийцев находится в приволжской части Окско-Сурского междуречья и в Поветлужье, а продвижение на восток, к Вятке произошло в VIII – XI вв., в процессе которого осуществилось соприкосновение и смешение с азелинскими (пермоязычными) племенами.
Это интересно: 1717,История Маджонг
Численность и расселение
Расселение марийцев в Приволжском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение марийцев в Уральском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Ареал расселения марийцев в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.
Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.)
Численность марийцев по данным переписей населения (человек):
СССР | — | 428192 | 481587 | 504205 | 598628 | 621961 | 670868 | — | — |
Российская Федерация (Российская империя, РСФСР) | 375439 | 428001 | 476382 | 498006 | 581082 | 599637 | 643698 | 604298 | 547605 |
Республика Марий Эл (Марийская автономная область, Марийская АССР) | — | 247979 | 273332 | 279450 | 299179 | 306627 | 324349 | 312178 | 290863 |
Кировская область (Вятская губерния) | 144918 | 59741 | 57008 | 52570 | 51682 | 47910 | 44496 | 38930 | 29598 |
Республика Башкортостан (Уфимская губерния, Башкирская АССР) | 80608 | 79298 | 90163 | 93902 | 109638 | 106793 | 105768 | ▬105829 | 103658 |
Семья Луговых марийцев Царевококшайского уезда Казанской губернии. Российская империя, начало XX века
- Кировская область
2002 год: район, количество, доля в районе:
- Кильмезский, 2 тыс., 8 %;
- Кикнурский, 4 тыс., 20 %;
- Лебяжский, 1,5 тыс., 9 %;
- Малмыжский, 5 тыс., 24 %;
- Пижанский, 4,5 тыс., 23 %;
- Санчурский, 1,8 тыс., 10 %;
- Тужинский, 1,4 тыс., 9 %;
- Уржумский, 7,5 тыс., 26 %.
Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.
Доля марийцев по районам и городам России (по переписи 2010 года)
(указаны муниципальные образования, где доля марийцев в численности населения превышает 20 %):
Доля марийцев по районам и городам России | ||
---|---|---|
Район (округ) | Субъект РФ | % марийцев |
МР Волжский | Марий Эл | 86,9 |
МР Горномарийский | Марий Эл | 85,8 |
МР Моркинский | Марий Эл | 81,2 |
МР Сернурский | Марий Эл | 76,6 |
МР Мишкинский | Башкортостан | 71,5 |
МР Куженерский | Марий Эл | 69,2 |
МР Новоторъяльский | Марий Эл | 67,4 |
МР Советский | Марий Эл | 65,5 |
МР Оршанский | Марий Эл | 55,6 |
МР Мари-Турекский | Марий Эл | 49,5 |
МР Звениговский | Марий Эл | 49,3 |
МР Килемарский | Марий Эл | 47,2 |
МР Калтасинский | Башкортостан | 45,9 |
МР Параньгинский | Марий Эл | 43,2 |
МР Медведевский | Марий Эл | 42,5 |
ГО Козьмодемьянск | Марий Эл | 30,9 |
МР Пижанский | Кировская | 30,3 |
МР Кикнурский | Кировская | 29,5 |
МР Краснокамский | Башкирия | 26,5 |
ГО Йошкар-Ола | Марий Эл | 23,6 |
МР Бирский | Башкортостан | 20,5 |
Примечания
- Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений/Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др.-М.; Наука, 1994.
- Большая энциклопедия народов, Москва, 2007.
Финно-угорские племена и народы |
---|
Волжские: буртасы | мари | меря | мещера | мордва (мокша | эрзя) | мурома
Пермские: бесермяне | коми-зыряне | коми-пермяки | коми-язьвинцы | удмурты Прибалтийские: вепсы (в т.ч. весь) | водь | ижора | карелы (в т.ч. корела | ливвики | людики | тверские карелы) | ливы | финны (в т.ч. сумь | емь) | чудь | эстонцы (в т.ч. сету) | нарова Саамы: Норвегии | России | Финляндии | Швеции Угры: венгры | манси | ханты |