От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о мариинском театре

Содержание:

Краткое описание

Монументальное здание впечатляет своей красотой. Построенное в неоклассическом стиле оно имеет многофигурный силуэт. Его парадное крыльцо нельзя назвать императорским, а парадная лестница не ведет в царскую ложу. Весь акцент архитектор сосредоточил на зрительском зале.

Зрительный зал по праву считается одним из самых красивых в мире. Необычен цвет его оформления. Если традиционно зал императорского театра оформлялся красным цветом с золотом, то в Мариинском использовался цвет морской волны — голубые стены, дополненные синим бархатом и кресла в этом же тоне.

Интересен занавес, созданный еще в 1914 году по рисункам выдающегося художника Александра Головина. В технике изготовления он соединил живопись и аппликацию, а рисунок занавеса повторяет узор платья императрицы Марии Александровны, имя которой театр и получил. 

Люстра является визитной карточкой Мариинского театра. Она была создана в 1860 году и состоит из 23000 хрустальных подвесок и 230 лампочек. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и заменить перегоревшие лампочки.

Обратите внимание на плафон с изображением двенадцати нимф в окружении амуров и двенадцати медальонов с портретами драматургов. Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических

Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века

Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических. Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века.

Зал рассчитан на 1625 мест, глубина сцены — 22 метра, ширина — 18 метров, высота — 25 метров.

Театр величественной истории

Мариинский театр основан в 1783 году: тогда, велением императрицы Екатерины Великой, в составе Императорских театров России появился Большой театр. Тогда же издан указ о создании театрального комитета для управления зрелищами и музыкой. Располагался он в здании на Карусельной площади, позже переименованной в Театральную. Переезд театра в новое здание произошел благодаря случайности: в 1859 г. сгорел Театр-цирк напротив Большого театра, на его месте выстроили новое здание театра и нарекли его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Туда, в новые прекрасные условия, и переехала труппа Большого театра, а его бывшее здание на Карусельной площади перестроили и отдали консерватории. Вместе с русскими актерами в театре выступали итальянцы и французы. Драматические спектакли чередовались с концертами. Репертуар Мариинского театра состоял из золотых произведений сцены: «Волшебная флейта», «Золушка», «Семирамида», «Севильский цирюльник», «Баядерка», «Жизель», «Пиковая дама», «Иоланта», «Иван Сусанин». Здесь играли и романтическую оперу, и легкие водевили, и героическую оперу. Здесь звучали произведения Моцарта, Россини, Беллини, Верди. Именно здесь зародилась мировая слава русского балета, в котором танец уподобился музыке… Купить билет в Мариинский театр стремились все иностранные гости. При Советской власти бывший императорский театр оказался в распоряжении комиссариата просвещения и стал Государственным. … Два века – очень долгий для театра срок. Он видел многие эпохи, смену правительств и идеологий, но искусство здесь всегда оставалось чистым, не зависящим от времени. Сцена Мариинского помнит великих деятелей оперы и балета, здесь прославили отечественное искусство Федор Шаляпин, Иван Ершов, Софья Преображенская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников.

Первая постановка

Театр был открыт оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».  Спектакль остался в репертуаре до советского времени, правда, по идеологическим соображениям ему поменяли название на «Иван Сусанин».

Занавес, повторяющий рисунок на шлейфе императрицы

Любопытно, что позже выяснилось – именно так хотел озаглавить  произведение и сам Глинка –  это значится во всех рукописях композитора. В свое время он не смог это сделать также … из-за идеологии: директор Императорских театров Степан Гедеонов посчитал, что опера должна называться более патриотично, чем просто именем главного героя.

Уже в наши дни вариант Гедеонова опять вернули – и сейчас прославленная опера значится в программках Мариинки  как «Жизнь за царя».

Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга

Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.

История возникновения

В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.

В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.

Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.

В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.

Архитектура и стиль театра

Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.

Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.

Внутреннее обустройство главного здания

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.

Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.

Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.

Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.

Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.

Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам

Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.

Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.

О РЕЖИССУРЕ И РЕЖИССЕРАХ

Г.Садых-заде. О «прорывах» в режиссуре, которые периодически происходят в театре. Давно замечено, что эти «прорывы» зачастую никак не закрепляются, успех, достигнутый в отдельной постановке, никак не развивается и не отражается в дальнейшей жизни театра. Пример: у Галибина получилась удачная «Пиковая Дама», на чем сошлось большинство критиков. И как строит театр дальше свои взаимоотношения с режиссером, принесшим театру успех? А никак: никуда не зовет, ничего не предлагает, на «Маску» «Пиковую» не пускает. Спектакль разрушается уже после двух—трех премьерных показов, потому что внутри него все «проходки» и мизансцены выверены с геометрической точностью, а она без догляда быстро утрачивается. А как поступили с Шаафом? Как бы ни ругали «Дон Жуана» — это спорный спектакль, но сделанный профессионально и даже с блеском. А «Золото Рейна» вообще признано критиками лучшей премьерой сезона. Оба спектакля выдвинуты на «Маску». И что же? Шааф, чуть было не заработав инфаркт перед самой премьерой, изгоняется из театра, так и не поставив «Кольцо» целиком. Да какие бы разногласия с Гергиевым у него ни возникли, дело и соображения качества ведь должны быть превыше всего! Так почему же, когда появляется режиссер, хорошо работающий, яркий, — театр не делает попыток продолжить с ним сотрудничество? Что это — ревность? Перфекционизм Гергиева?

М.Бялик. В большой степени это связано с тем, что Мариинский театр «дирижероцентричен». Когда Гергиев только пришел в театр — ему говорили, что он недооценивает режиссуру. Потом показалось, что ситуация меняется — после «Ангела», после «Саломеи». Появился спектакль Молостовой «Катерина Измайлова» — в нем, с моей точки зрения, также было немало хорошего. Казалось, позиции режиссуры в театре укрепились — но на самом деле все-таки нет. Похоже, до сих пор Гергиев в душе не считает обязательным сотрудничать с хорошими режиссерами

Он выходит за пульт, увлеченный дирижированием, выкладывается до конца — и для него не так уж важно то, что в этот момент происходит на сцене. Главное — это оркестр, его звучание

Так что в театре, конечно, есть недооценка режиссуры. И отсутствие системы сказывается во многих казусах. Из них самый досадный — недавняя «Саломея» в постановке Фримана.

Одно скажу: едва ли Гергиев хотел, чтобы было хуже. Я убежден: пригласив Фримана, так хорошо зарекомендовавшего себя в «Огненном ангеле», он надеялся получить интересный спектакль и сейчас. Конечно, он не ожидал такого конфуза. И я повторю: все дело в несоответствии творческого процесса и организации; причем я имею в виду не чисто деловую, техническую сторону, а скорее идеологию, то, что составляет сущность политики театра. Всепоглощающая импульсивность Гергиева приобретает уже какой-то тревожный характер. Так что, думаю, мы собрались вовремя, чтобы обсудить эти обстоятельства.

Н.Маркарян. Не стоит объяснять все спонтанностью гергиевского характера. В театре много подспудных мотивов и подводных течений, которые остаются скрытыми от постороннего глаза — но все в театре о них прекрасно знают и их учитывают. Кроме того, не в последнюю очередь появление того или иного названия в репертуаре зависит от западных заказов — от организаторов фестиваля, от записывающих фирм. А мы все сидим и ищем глубинные мотивы того, почему в театре происходит так, а не эдак.

Е.Третьякова. Нас всех, бесспорно, раздражает ситуация, в которой отсутствуют какие бы то ни было театральные ориентиры. Каждый раз не можешь предугадать — спектакль получится «модерновым», или ударится в «музей», или в неоклассику, или куда-нибудь еще. Определить вкус и художественные резоны человека, который решает, кто будет ставить очередной спектакль, невозможно.

Классическое наследие в репертуаре

Сценическая площадка Мариинского театра прославилась в истории театрального искусства России, как место проведение премьерных спектаклей классиков балетного и оперного жанра. В 19 – нач.20 в. артисты Мариинки были задействованы в первых постановках:

  • балетов – «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана», «Петрушка»
  • опер – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Каменный гость», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Борис Годунов», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»

В советский период творческий багаж театральной труппы пополнялся спектаклями, пронизанными революционным духом и отвечающим требованиям социалистического реализма. Однако классические произведения не были забыты. Ежегодная афиша Мариинского театра обязательно включает, наряду с премьерами, полюбившиеся зрителям постановки из минувшего репертуара. На сцене Мариинки по-прежнему показывают «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и т.д.

КОНЦЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

СПб ГБУК «Государственная филармония Санкт-Петербурга для детей и молодежи»

Держателям ЕКП предоставляется скидка 10% на мероприятия, находящиеся в репертуаре филармонии, при предъявлении ЕКП перед оплатой билета в кассе филармонии.

СПб ГБУК «Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга»    

Держателям Единой карты петербуржца предоставляется скидка 10% при покупке билета в кассе оркестра (наб.Фонтанки, 41) по предварительному бронированию 779-10-98. При наличии билетов.

СПб ГБУК «Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки»    

Держателям Единой карты петербуржца предоставляется скидка 50% от стоимости одного билета в день концерта при условии наличия билетов на концерт.

СПб ГБУК «Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр»

Держателям Единой карты петербуржца предоставляется скидка 5% на мероприятия, проводимые оркестром при покупке билетов в день концерта у заведующего билетным столом (стойка администратора).

СПб ГБУК «Петербург-концерт»    

Держатели ЕКП могут приобрести билеты на концерты и спектакли со скидкой 50%. Предложение действует только при покупке билетов в кассе Дома Кочневой и только в день проведения мероприятия.

В будние дни с 12 до 15 часов в кассе Дома Кочневой можно приобрести билеты на мероприятия репертуара Петербург-Концерта в Доме Кочневой со скидкой 10% при стоимости билета до 500 руб. и со скидкой 20% при стоимости билета свыше 500 руб. Скидки не распространяются на абонементные и цикловые концерты и спектакли.

Граждане, относящиеся к льготной категории, могут приобрести билеты на мероприятия СПб ГБУК «Петербург-Концерт» в Доме Кочневой со скидкой 50% в кассе Дома Кочневой при наличии свободных мест в зале за один час до начала мероприятия.

СПб ГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга»    

Держателям Единой карты петербуржца предоставляется скидка 10% от цены билета стоимостью свыше 300 руб., на концерты, организуемые СПб ГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга» (за исключением праздничных дней).

Скидка 30% для всех слушателей на билеты стоимостью свыше 400 рублей, приобретенные в кассе Капеллы с 12 до 13 часов. 

Скидка 50% на билеты текущего концерта стоимостью свыше 400 рублей, приобретенные в кассе Капеллы с 18 до 19 часов, для следующих категорий граждан: Герои Советского Союза и Российской Федерации, Ветераны Великой Отечественной войны и лица к ним приравненные, инвалиды I и II группы, инвалиды Великой Отечественной войны, лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», дети и родители из многодетных семей.

Скидка 30% для студентов высших учебных заведений Российской Федерации.

СПб ГБУК «Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева»    

Держателям ЕКП предоставляется скидка 5% на билеты мероприятий оркестра, проходящие в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга. Скидка предоставляется при покупке билетов на сайте оркестра https://andreyev-orchestra.ru и вводе ID ЕКП, находящегося на оборотной стороне карты, в специальное поле.

СПб ГБУК «Центр музыкальной культуры «Чайковский»    

Держателям Единой карты петербуржца предоставляется фиксированная скидка 5% на мероприятия Центра при наличии билетов. Билеты можно приобрести по адресу : г.Санкт–Петербург, Лиговский пр. 74, Бизнес-Центр «Лига», офис 505 в будние дни с 11 до 17 часов, предварительно позвонив по телефону: 382-03-97

СПб ГБУК «Центр современного искусства имени Сергея Курехина»    

Дети до 7 лет: бесплатно. Пенсионеры, участники ВОВ, инвалиды всех групп, военнослужащие, сотрудники музеев, члены творческих союзов Российской Федерации (художников, дизайнеров, архитекторов), члены Международного Совета музеев (ICOM): бесплатно.

Фестивали

Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.

Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.

Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:

  • балетный «Мариинский»
  • оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
  • современной музыки «Новые горизонты»

Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»

Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:

  • фестиваль детских музыкальных театров-студий
  • школы искусств в гостях у театра
  • детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»

Стажировка в США, пик славы и дуэт с Киркоровым

Как рассказывали ее педагоги, первые два года Нетребко почти не выделялась среди остальных студентов, но на третьем курсе поразила всех своими вокальными данными, сдав экзамен по специальности на отлично. А в 1993 году состоялся ее первый большой триумф: Анна одержала победу на конкурсе имени М. И. Глинки в Смоленске, после чего ее тут же пригласили в Мариинский театр, но уже в качестве солистки. Валерий Гергиев был так впечатлен голосом Нетребко, что сразу предложил ей партию Барбарины в «Женитьбе Фигаро». Впрочем, эту роль ей так и не довелось исполнить: после нескольких репетиций стало ясно – Нетребко достойна роли Сюзанны.

Эта дебютная работа принесла певице фантастический успех. Многие ценители оперы тут же назвали Нетребко самым ярким открытием года. Ей стали доверять ключевые партии во многих спектаклях. В 1994 году Анну пригласили в Ригу, где она исполнила роль Царицы ночи в спектакле «Волшебная флейта». А еще через год певица дебютировала в США с оперой «Руслан и Людмила», после чего оперный театр в Сан-Франциско, где она выступала, пригласил ее пройти у них стажировку. В течение трех месяцев Нетребко под руководством американских педагогов оттачивала актерское мастерство, изучала тонкости сценического движения и совершенствовала знания иностранных языков – прежде всего итальянского, французского и немецкого. Позднее там же, в Сан-Франциско, она дебютировала в «Любовном напитке» Доницетти. А знаменитый испанский тенор Пласидо Доминго, бывший в те годы художественным руководителем Вашингтонской национальной оперы, пригласил Нетребко на роль Джильды в «Риголетто».

Важным событием в карьере Нетребко стала приглашение на роль Наташи Ростовой в опере «Война и мир». Премьера спектакля состоялась в 2002 году на сцене знаменитой «Метрополитен-опера». Блистательный дуэт Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского тогда прославился на весь мир. В том же году Нетребко закрепила свой успех, сыграв в «Дон Жуане» в постановке дирижера Николауса Арнонкура. Премьера прошла на фестивале в Зальцбурге. Затем была «Травиата», в которой Нетребко исполняла сразу несколько партий: на сцене Мюнхенской оперы – партию Виолетты, а на сцене лондонского «Ковент-Гардена» – Донны Анны. Кроме того, с начала 2000-х Нетребко радует поклонников сольными альбомами. Ее первый диск, «Opera Arias», вышел в 2003 году и сразу же стал одним из самых продаваемых альбомов академической музыки. Уже через год последовал второй альбом под названием «Sempre Libera». За спиной у Анны Нетребко множество прекрасных дуэтов. Особенно высоко критики оценили ее совместные партии с известным мексиканским тенором Роландо Вильясоном. Они делили сцену не раз: сначала в «Ромео и Джульетте», затем в «Любовном напитке» в 2005 году. В партнерстве с ним же она выпустила альбом «Дуэты». Также Анна спела дуэтом с Элиной Гаранчей, меццо-сопрано из Риги. Вместе они исполнили баркароллу Оффенбаха из «Сказок Гофмана», а также пели в опере «Капулетти и Монтекки» Беллини.

Красильников Станислав/ТАСС

Талант Анны Нетребко высоко востребован во всем мире. Звезда много гастролирует и часто дает концерты в России: если в афише стоит имя Нетребко, значит, обязательно будет аншлаг. Сейчас певица живет на две страны: в 2006 году она получила гражданство Австрии, также у нее есть квартира в Нью-Йорке, на Манхэттене. Но при этом Анна продолжает оставаться гражданкой России. Нетребко не раз говорила, что безмерно гордится своим происхождением и тем, что ее воспитала русская вокальная школа. В 2004 году Анна стала лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства, награду она получила в Кремлевском дворце из рук Владимира Путина. А в 2008 году певице было присвоено звание Народной артистки России. Как позднее рассказал журналистам отец Нетребко, все деньги от Госпремии (около 5 миллионов рублей) она перечислила на счет детского ортопедического института Турнера.

Предшественник Мариинки

В Петербурге тоже когда-то был свой Большой театр. Он открылся 5 октября 1783 года на Карусельной площади, впоследствии переименованной в Театральную.

Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди Большой каменный театр был выполнен в стиле классицизма и на фоне невысоких соседних зданий выделялся своим величием. Его сцена для XVIII века была невероятно современной и оборудованной по последнему слову техники. В день открытия театра давалась опера «Лунный мир» композитора Джованни Паизиелло. Помимо оперных выступлений здесь устраивались инструментальные концерты и драматические спектакли при участии русской, итальянской и французской трупп.

В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки. С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.

Вид на Большой каменный театр в Санкт-Петербурге

После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения. У крыльца здания находилось подобие пандуса, пологий скат к мостовой, так что конные экипажи могли заезжать прямо под фронтон и посетителю было достаточно сделать всего пару шагов, чтобы из кареты попасть сразу в театральный вестибюль. Это позволяло защитить нарядную одежду от грязи и пыли. Кстати, гардероба в театре не было, и в зал зрители входили в верхней одежде или оставляли ее лакеям до окончания представления.

Именно в эти годы частым посетителем здесь был А.С. Пушкин, черпавший вдохновение для поэмы «Евгений Онегин». Герой вечного произведения, как известно, тоже являлся завсегдатаем Большого театра. Любопытно будет вспомнить, что театральный зал делился на партер и пять ярусов лож и женщинам разрешалось занимать только их. Недаром в поэме Онегин скользил взглядом именно по ложам!

В 1836 году архитектор Альберто Кавос убирает колонны, затрудняющие обзор и искажающие акустику. Зал Большого театра приобрел форму подковы, стал более высоким и вместительным: количество зрителей доходило до двух тысяч. После очередной перестройки первой постановкой стала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», во многом знаковая для дальнейшей истории театра. Ровно через шесть лет зрители посетили премьеру второй оперы великого композитора – «Руслан и Людмила». Кроме того, репертуар Большого каменного театра составляли и бессмертные шедевры европейского музыкального искусства, созданные именитыми композиторами: Верди, Моцартом, Беллини. Со временем спектакли, в которых задействовалась русская оперная труппа, были перенесены на сцену Александринского театра (основан в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной) и так называемого Театра-цирка, находящегося прямо напротив Большого.

Мариинский театр

Ссора Гумилева и Волошина

А. Головин. Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912 год

Зал Мариинского театра, в котором работал Александр Головин, получил имя художника. Это помещение прославилось еще и благодаря известному скандалу, произошедшему в его стенах.

В те годы в Петербурге было популярны стихотворения Елизаветы Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак. В девушку был влюблен поэт Николай Гумилев, но получил отказ, поскольку у Елизаветы уже был жених.

Тогда отверженный Гумилев начал распространять слухи о бурном романе с Дмитриевой. Жених поэтессы находился на службе в армии, поэтому за Елизавету вступился ее друг – поэт Максимилиан Волошин. В мастерской художника Головина в Мариинском театре на глазах у толпы людей Волошин подошел Гумилеву и дал ему пощечину. Этот инцидент привел к дуэли поэтов на Черной речке: в тот раз Гумилев промахнулся, а пистолет его соперника дал осечку.

По законам технического прогресса

При своем рождении театр был оборудован по последнему слову театральных технологий тех времен. И он никогда не собирался отставать от технического прогресса! Да ведь и сам Петербург непрерывно рос, меняя облик в соответствии с веяниями времени. Первая крупная реконструкция театра состоялась в 1802-1803 гг. по проекту знаменитого архитектора Тома де Томона: была изменена и внутренняя планировка, и внешний вид. В 1836 г. внесены изменения для лучшей акустики: купол зала заменили плоским перекрытием, убрали колонны, увеличили объем зала и придали ему форму подковы. Всё это случилось еще до пожара. За этим последовал переезд в новое здание – еще более совершенное. В 1885 г. к левому крылу здания пристроен трехэтажный корпус для театральных мастерских и других технических помещений. В 1894 году деревянные стропила заменили стальными, надстроили боковые флигели, расширили фойе. В 1968–1970 гг. во время очередной генеральной реконструкции было увеличено левое крыло здания. В последние годы Мариинка тоже прошла через реконструкцию. Сегодня у театра три сцены, и одна из них от открыта совсем недавно – в 2013 г.

Труппы

Творческий коллектив театра включает 2 труппы:

  • балетную
  • оперную

Балетная труппа зародилась в конце 18 в. Ее костяк составили придворные танцовщики, выпускники французской танцевальной школы под руководством Ж.Ланде. В 19-20 вв. с артистами Мариинки сотрудничали прославленные балетмейстеры:

  • Ш. Л. Дидло
  • М.Петипа
  • В. Мейерхольд
  • В. Вайнонен
  • Л.Якобсон
  • С.Каплан

В истории театра вписаны имена выдающихся танцовщиков – Вацлава Нежинского, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышников. Славу русского балета утверждали и поддерживали балерины – Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова. До начала 19 в. на сцене Мариинского театра выступали преимущественно иностранные артисты. В 30-40-х гг. 19 в. постепенно формируется русская оперная труппа. Репертуар театра постоянно пополнялся новыми операми европейских и российских композиторов, что способствовало расширению труппы и привлечению в ее состав артистов с исключительными певческими данными.

Первыми голосами Мариинского театра были:

  • Осип Петров
  • Федор Шаляпин
  • Медея и Николай Фигнер
  • Софья Преображенская
  • Леонид Собинов

В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.

Где находится и как добраться

Театр занимает в Санкт-Петербурге 3 здания, расположенные по разным адресам:

  • основная сцена (Мариинка-1)- Театральная площадь, 1
  • 2-ая сцена (Мариинка-2) – ул. Декабристов, 34
  • 3-ая сцена (концертный зал или Мариинка- 3) – ул. Декабристов, 37

В театр можно удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:

  • метро – ст. «Садовая» (Фрунзенско-Приморская линия), ст. «Сенная площадь» и «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия), ст. «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия), ст. «Спасская» (Правобережная линия)
  • автобусом –No 2, 3, 6, 22, 27, 70
  • маршрутным такси – No 1, 2, 62, 124, 154,169, 180, 186, 350

«Голубые» страсти

Для такой публики, выгуливающей свои наряды в опере, в Мариинском театре, кстати, подобрали и соответствующий репертуар. 9 июля в Мариинском театре прошло концертное исполнение оперы британского композитора Джорджа Бенджамина «Уроки любви и жестокости» с участием западных певцов и Лондонского камерного оркестра. На представлении присутствовал сам автор.

Опера появилась на подмостках Ковент-Гардена в прошлом году и сразу получила поддержку либеральных критиков. А как не поддержать – ведь речь идет о печальной любви короля Эдуарда II и его фаворита Пьера Гавестона. Злое окружение монарха не приняло таких «искренних чувств» и всё закончилось трагически.

Почитаем отзывы зрителей:

А вот – апофеоз зрительской благодарности:

Нужны ли еще какие-нибудь слова, посвященные этой премьере? На наш взгляд – нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector