7 лучших экспонатов кунсткамеры по версии disgusting men

Великие задумки Великого посольства

Идея создания Кунсткамеры, как и многие другие гениальные идеи, созрели в могучем уме будущего императора еще в юности, во время Великого посольства 1697−1698 годов. Во время своего вояжа по Англии и Голландии Петр Алексеевич посещал и «кабинеты кунштов», где располагались различные диковины и чудеса. Царевич скупал все, что его удивляло, но в особенности он был восхищен анатомией, новой в те времена наукой.

Больше всего его впечатлило собрание знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Есть легенда, что в коллекции анатома Петр увидел заспиртованного ребенка, который выглядел почти как живой. Царевич не удержался и поцеловал его. А 1717 году Петр I купил огромную коллекцию препаратов и бальзамированных трупов младенцев у Рюйша. Именно это «собрание уродцев» и является сегодня для многих символом Кунсткамеры.

Экспозиции

Большой Готторпский глобус в экспозиции

Северная Америка

Культура и быт коренных народов Североамериканского континента. Путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии, с незапамятных времён — к началу XIX века.

Япония

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Африка

В данной коллекции собраны в основном орудия земледелия и одежда африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза. Так называют таблички из соответствующего материала с фигурами воинов и царедворцев. Коллекция из более чем тысячи экспонатов была изъята из дворца правителя Бенина. Некоторые из них можно увидеть в «африканском» зале Кунсткамеры.

Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Например, традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Индия и Индонезия

Раздел музея, посвящённый народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени

Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Анатомический раздел

Младенец с циклопией

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое. Указом Петра I от 17 февраля 1718 года «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку» было положено начало систематическому собранию редкостей из мира природы и по истории человека. К необыкновенным вещам относились «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело великие или малы перед обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и тоже необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». Благодаря указу Петра I о собирании различных редкостей, в том числе анатомических, в Кунсткамере накапливались препараты уродств, что давало возможность рассматривать их не как единичные, уникальные явления, а прослеживать типичные явления.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Архитектура

Главный фасад Кунсткамеры 1740 года

Здание «Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры» на Васильевском острове заложили в 1718 году. Строительством руководил Г. И. Маттарнови, ученик знаменитого немецкого архитектора и скульптора Андреаса Шлютера. В 1714 году вместе со Шлютером Маттарнови прибыл в Санкт-Петербург. Однако Шлютер в том же году скончался и Маттарнови, который не был проектировщиком, а лишь исполнителем, по словам И. Э. Грабаря «принял все его модели и чертежи». Об этом также известно из записок Я. Брюса и самого царя, который предположительно утвердил проект здания на Васильевском острове ещё «до 1716 года». Идея симметричной композиции с ярусной башней в центре также характерна для творчества Шлютера и часто повторяется в его берлинских проектах.

Башня Кунсткамеры по композиции схожа с Водовзводной башней Монетного двора (нем. Münzturm) в Берлине (проект А. Шлютера, 1703)

Документального подтверждения связи этих построек не найдено, но стилевые аналогии имеют важное значение для понимания источников, происхождения и особенностей стиля «петровского барокко», одним из главных памятников которого является здание Кунсткамеры. Для архитектурного стиля петербургской архитектуры первой четверти XVIII века типичны заимствования из голландской и северогерманской архитектуры: ступенчатые башни, увенчанные куполом или шпилем, с часами или флюгером, высокие кровли «с переломом», вогнутые фасады, ступенчатые или щипцовые фронтоны, рустовка угловых лопаток, фигурные филёнки, «рамочные» наличники с «гирьками» или завитками, мелкая расстекловка окон, двуцветная окраска.

Строительство здания осуществляли последовательно несколько архитекторов. В ноябре 1719 года скончался предполагаемый автор проекта — Г. И. Маттарнови, и С 1719 по 1724 год, начиная с уже выполненных фундаментов и частично первого этажа, строительство вёл швейцарский инженер-архитектор Николаус Фридрих Гербель. Он внёс ряд изменений в проект: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей с балюстрадой, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получили гладкие стены и завершены крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. В одной из докладных записок Гербель сообщает,

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 год. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Гаэтано Кьявери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций Кьявери заново возводил и укреплял башню, оформил главную лестницу и большой зал с двухъярусной колоннадой. В 1727 году в ещё недостроенное здание перенесли личные коллекции Петра I, библиотеку и Готторпский глобус. С 1727 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания Кунсткамеры.

В 1747 году в здании разразился пожар, уничтоживший отделку интерьеров, деревянные конструкции крыши, обсерваторию, находившуюся в башне. Ремонтные работы осуществлял в 1754—1758 годах архитектор С. И. Чевакинский, частично изменивший верхнюю часть здания: исчезли фигурные фронтоны и высокая крыша. Верхнюю часть башни восстанавливать не стали.

Сохранившееся здание утратило многие детали, характерные для стиля петровского барокко, которые можно увидеть, к примеру, на гравюре Г. Качалова, сделанной с проекта Маттарнови, и гравюры по рисунку М. И. Махаева в 1753 году. Это фигурные фронтоны боковых ризалитов, статуи в нишах, балюстрады, парадное крыльцо, богатая орнаментика снаружи и внутри здания. Исчезла изначальная розовая окраска стен и частично вызолоченные детали. Утраченная часть центральной башни после пожара 1747 года (она была деревянной) восстановлена с армиллярной сферой на вершине только в 1947—1949 годах по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля. Реставрацию башни проводили в 1993, 2009 и в 2015 годах.

Примечания

  1. . www.museum.ru. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  2.  (недоступная ссылка). КУНСТКАМЕРА. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  3.  (датск.). Nationalmuseet. Дата обращения: 8 декабря 2019.
  4. Случившийся в 1747 году пожар уничтожил кроме уникального глобуса около 230 книг, в том числе уникальные русские рукописи.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2020.
  6. . ТАСС. Дата обращения: 29 июля 2020.
  7. . РИА Новости (17 августа 2021). Дата обращения: 18 августа 2021.
  8. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 102
  9. Gurlitt C. Geschichte des Barockstiles und des Rococo in Deutschland. — Frankfurt: Nabu Press, 2016. — S. 383
  10. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 57—58
  11. РГИА, ф. 470, оп. 5, д. 50, л. 15. 1724 г. «О сделании проекта купола на башне Кунсткамеры»
  12. Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. Городской архитектор Санкт-Петербурга. 1719—1724 гг. — СПб: Стройиздат, 2004
  13. РГИА, ф. 470, оп. 5. Кн. 2, л. 35.
  14. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. — СПб.: КГИОП—Изд. дом Коло, 2006. — С. 41—47
  15. Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII века. Гравюры по рисункам М. Махаева. — Л.: Советский художник, 1968. — С. 17
  16. Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. 1649—1825. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Т. V. — С. 542.

История

В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими
группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П.
Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия
материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев:
Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Vkontakte User @ Vkontakte

История

Florstein @ WikiCommons

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах
осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел
и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На
страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает
восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии:
«Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце
человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как
нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не
скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы,
инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в
основу «государего Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры,
первого российского естественно-научного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского
«кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из
Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев
Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение
было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом
редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться
датой основания музея.

Vkontakte User @ Vkontakte

Коллекция всё время разрасталась и было решено построить
специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты
Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на
время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина,
так называемые «Кикины палаты» (улица Шпалерная, дом 9).

Kunstkamera — Jorge Lascar @ Flickr

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил
архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После
него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие
архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось
очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда
Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не
достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание
было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала.
Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта
простояло до наших дней.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит их двух
3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной
башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции
занимали восточное крыло здания, в средней части находился
Анатомический театр, в башне —»Готторпский» (с 1754 Большой
академический) глобус и обсерватория, в западной — учреждения
Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

Vkontakte User @ Vkontakte

В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими
группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П.
Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия
материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев:
Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Panoramio upload bot @ WikiCommons

Интересные факты

  • Посещение доступной для всех сословий Куншткамеры при Петре Великом было не просто бесплатным, но и поощрялось: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
  • В XVIII веке в Кабинете искусств можно было видеть живые экспонаты. Например, здесь жил человек, рост которого был всего 126 см, а на руке и ногах располагалось по два пальца.
  • Оформление экспозиций также отличалось оригинальностью. Так, в пояснении к одному из экспонатов значилось: «показывает руку ребенка, в жидкости сохраняемую, в кисти которой находится оплодотворенное яйцо морской черепахи».
  • С Кунсткамерой связана такая легенда: якобы в здании есть потайное хранилище, в котором держат опасные магические предметы.
  • Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в подвалах музея складывали тела найденных на улицах погибших жителей города. Отсюда их отвозили для захоронения на кладбища.

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

Данная экспозиция повествует о собраниях «кабинета натуралий» и их первой выставке в XVIII веке. Российский император Петр I в 1716 году закупил у голландского аптекаря Альберта Себы коллекцию экзотических животных: рептилий, рыб, насекомых и птиц. Таким образом государь намеревался показать русскому народу многообразие фауны планеты. К нашему времени большая часть экспонатов утрачена.

К первым коллекциям относятся и заспиртованные человеческие органы, живые и мёртвые уроды, купленные у голландца Фредерика Рюйша. Данное приобретение положило начало развитию анатомической науки в России.

История создания Кунсткамеры

По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.

Дата основания музея — 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя — Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты — монстры, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.

Через четыре года музейные экспонаты перенесли в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.

М.В. Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета, работал в здании музея с 1741 по 1765 годы. В башне здания был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Здесь представлена история начального периода Петербургской Академии наук, коллекции научных приборов 18 и 19 веков, а в Круглом зале — большой Академический глобус (Готторпский) — планетарий, построенный еще в 17 веке. Глобус представляет собой полую вращающуюся сферу диаметром более 3,1 метра, на наружной стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней — карта звездного неба. Внутри сферы — стол и скамейка на 10–12 чел. Глобус построен в городе Готторп в Германии, подарен царю Петру Первому. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 году. Является памятником двух веков, а также немецкой и русской культур.

Позже для музея было построено новое здание на Стрелке Васильевского острова, и все коллекции были перевезены туда.

В петровские времена Кунсткамера была одним из лучших музеев подобного рода в Европе. Вход в него был бесплатным и открытым для всех. Сейчас на старейшие коллекции музея можно полюбоваться в зале Барокко.

В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и Мемориальный музей М.В.Ломоносова.

История

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Пётр посетил музей Альберта Себы. К этому времени у Себы возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вёл с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себы Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошёл пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.

В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

В 2020 году Главгосэкспертиза одобрила проект архива Кунсткамеры. Архив планируется создать на базе недостроенного здания на улице Заповедной. Потребность в новом пространстве возникла в связи с тем, что фонд Кунсткамеры располагается в зданиях, являющихся памятниками архитектуры федерального значения, где нет возможности обеспечить необходимые условия хранения уникальных коллекций. В августе 2021 года стало известно о выборе подрядчика на строительство восьмиэтажного научно-архивного центра высотой около 40 метров, общей площадью около 25 тысяч квадратных метров и стоимостью свыше 5 млрд рублей.

Экспозиции

Со временем выставочных экспонатов Кунсткамеры значительно прибавилось. Их решили тематически разделить. Таким образом, в 1830 году «кабинет редкостей» преобразовался в 7 самостоятельных музеев. Спустя 49 лет два из них — Анатомический и Этнографический — были объединены. Получилась экспозиция антропологии и этнографии, названная с 1903 года именем Петра Великого.

Антропологическая, археологическая и этнографическая коллекции Кунсткамеры Санкт-Петербурга знакомят посетителей с культурой и бытом большинства народностей нашей планеты. Основными экспозициями являются:

  • анатомическая коллекция голландского профессора-анатома Фредерика Рюйша;
  • паноптикум монстров и уродов из Петровской Кунсткамеры;
  • научные труды, добытые в кругосветном плавании И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским, в антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, собранная коллекция Н. Н. Миклухо-Маклаем в новой Гвинее и на островах Океании.

Экспозиция выставки даёт понимание о происхождении человеческих рас. Как развивались люди в первобытном обществе и какие у древних людей существовали традиции. В залах представлены образцы традиционных жилищ со всех континентов. Есть образцы орудий труда и военная амуниция. Также представлены различные экспонаты, участвовавшие в обрядах.

Готторпский глобус

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Готторпский глобус

Готторпский глобус

Готторпский глобус

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.

Предыстория

Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.

С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector