Чем отличается храм от церкви

Содержание:

Определение слова «Храм» по БСЭ:

Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Архитектура Х. (святилища, христианской церкви, мусульманской мечети, иудаистские синагоги, буддийские Х.) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. Значение Х. часто гораздо шире культовых функций, им выполняемых, и религиозных идей, которые он воплощает. В символике архитектуры и декоративного убранства Х. раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно — в средние века в Европе) Х. были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. Выделявшиеся среди рядовой застройки монументальные здания Х., расположенные в узловых точках города, имели большое градостроительное значение. В эпоху капитализма архитектура Х. становится эклектичной, лишь во 2-й половине 20 в. возведение Х., по сравнению с другими отраслями строительства менее подчинённое практическим и экономическим требованиям, привлекает архитекторов возможностью экспериментов в области формообразования, эффектов освещения, поисками эмоционально выразительных решений пространственной структуры, основанной на применении новых комбинаций старых конструкций. В СССР здания Х., являющиеся выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.

Православный храм: алтарная часть

Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.

Архитектура храма

Собор Покрова на Рву (также называемый Покровский) был выполнен в шатровом стиле и является его высшим достижением. Насколько бы ни казалось сложна архитектура постройки на самом деле все просто, это привычный в русском зодчестве восьмерик на четверике. В центре выстроено самое большое здание по высоте, остальные меньше, по принципу убывания. Примечательно, но собор абсолютно не симметричен.

Все переходы от высокого к малому, от широкого к узкому сглаживают удивительные элементы декора: резьба, кокошники, выемки, цветовая игра. Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения.

Как говорилось ранее, купола обрели цвет только в XVII веке. Все поражаются тому, что цвета везде разные, но никто не придает вниманию их форме и рисунку. На самом деле ни один из куполов не повторяет другой. Форма самих главок луковичная, а вот их декоративные элементы имеют форму правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.

В соборе поразительная акустика. Любые звуки усиливаются и словно поднимаются вверх, под самый купол. Мастера, которые работали над постройкой знали одну хитрость. Они вмонтировали в стены глиняные кувшины, которые выступили в роли акустических резонаторов.

Собор Покрова на рву в разные годы. Счастливая судьба

Храм поразителен не только своим внешним видом, но и своей историей. Он неоднократно подвергался пожарам, во время войны с Наполеоном французы грабили утварь, осколки снарядов терзали стены и крышу, а при становлении советской власти храм и вовсе хотели взорвать.

Никто не смог стереть с лица земли эту удивительную постройку. Да, она подвергалась многочисленным реставрациям и раньше была вовсе не такой, какой мы видим ее сейчас. Нынешний облик храм приобретал на протяжении шести столетий.

История названия храма

Почему же название храма первоначально было другим? Второго октября состоялось взятие Казани, это произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Строение именовали Собором Покрова что на рву в честь церковного события. Но в народе закрепилось другое название, привычное для современников. Люди назвали церковь Храмом Василия Блаженного в честь известного в Москве юродивого. Говорят, Василия очень любит простой люд, а царская знать уважала и не смела с ним спорить. Юродивый круглый год ходил без одежды, считая, что это долг за его дар.

Мужчина был прозорлив и нередко высказывался о делах государства. После смерти Василия Блаженного похоронили в одном из приделов собора.

Постройки, входящие в комплекс храма

Стоит отметить, что Собор Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей. Каждый придел храма назван в честь святого, дни памяти которых приходились на ключевые бои за Казань. Удивительно, что собор снаружи выглядит весьма внушительным, а внутри его места очень мало. Некоторые приделы могут вместить до 10 человек.

Здания храма образуют восьмиконечную звезду, образованную совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены крупные церкви, по углам квадрата – малые. Восьмиконечная звезда является символом Богородицы. Звезда считается путеводной. Считается, что она ведет человека к Небесному Иерусалиму.

Мастера вкладывали в здание особый смысл, люди относились к нему с особой любовью, а главы государства боялись его «трогать». Многие говорят, что бог помог сохранить храм в самые его тяжелые году, будто накрывал его огромным невидимым куполом для защиты. Сейчас сложно надеяться на высшие силы и только люди могут сохранить это рукотворное чудо. Ныне в храме не проводятся служения, он является частью государственного музея. В нем проводятся экскурсии, есть штат сотрудников, которые следят за порядком и чистотой.

Что такое храм и церковь, собор, монастырь, костел, мечеть, часовня: определение

Самый распространенный термин – это храм.

  • Храмом можно называть любую религиозную постройку любого направления. К примеру, мусульманскую мечеть, костел католиков, собор. Слово «храм» — это церковнославянское понятие, которое было образовано благодаря слову «хоромы».
  • Ранее люди так называли огромные, просторные здания. От сюда также возникло такое понятие, как «царские хоромы».

Определение церковных построек Собор, церковь, а также часовня являются теми терминами, которые используются для христианских храмов.

  • Термин «Собор» также обладает славянским происхождением. Только прислушайтесь, как он звучит «собирать» или же «собираться». На Руси люди собором еще называли собрание либо съезд, когда собирались церковные представители и представители других организаций.
  • Собор – это крупный храм. Также собором люди привыкли называть храм, расположенный на территории города.

Часовня – это маленькое сооружение, в котором люди молятся. Существует 2 варианта происхождения данного термина:

  • Часовня имела колокол, звонящий через 1 час
  • «Час» — разновидность службы, когда читались молитвы одновременно с псалмами. Эти чтения принято было называть «часы».

Как произошел термин «церковь», до сих пор никто не может точно сказать. Церковь очень похожа на собор. Но они все-таки имеют некоторые различия.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год

Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.

Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.

На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.

Крутицкое Патриаршее подворье

Фото: Flickr.com

Древнейший московский религиозный памятник. Выдвигается версия о том, что первое строение возвели в начале 13-го века. По Подворью организованы экскурсии. Лучше осмотреть святыню в составе группы. Так удастся познакомиться с полной историей этого удивительного места.

Первоначально тут располагался мужской монастырь. Затем его преобразовали в резиденцию для епископов. Вначале 90-х годов прошлого столетия архитектурный комплекс объявили Подворьем Патриарха Московского.

В состав входят храмы и другие сооружения:

  • Приказные палаты;
  • Колокольня;
  • Малый Успенский собор;
  • Святые ворота;
  • Набережная и другие религиозные символы.

Все здания подвергались реставрации, но архитекторам удалось сохранить первоначальный облик сооружений.

Во сколько начнется Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в 2020 году?

На 7 января приходится один из главных праздников для большинства православных христиан

Рождество Христово – важный день для верующих, для которых очень важно встретить момент рождения Спасителя в главном храме России – Храме Христа Спасителя

Часто этот момент является мечтой всей жизни, как для мусульман – посещение Мекки. Тем не менее, в народе распространено мнение, будто нереально попасть в Храм Христа Спасителя на рождественскую службу. Для этого нужны либо деньги, либо государственный статус.

Мы постараемся развенчать данный миф.

Не все легенды, бытующие в народе, являются реальностью. В праздничный день, как и в любое другое торжество, в храм допускаются все желающие. Но не стоит забывать о вопросе безопасности, ведь в Храме Христа Спасителя могут свободно разместиться только десять тысяч верующих. По этой причине непросто оказаться в числе счастливчиков.

Чтобы попасть на светлый праздник Рождества в Храм Христа Спасителя, потребуется заранее побеспокоиться о занятии очереди. На входе каждого верующего пристально осмотрят, ведь вопрос безопасности в таком месте является в приоритете. Люди, которым хочется попасть на мероприятие, рекомендуют еще рано утром, 6 января занять очередь. Некоторые приходят даже с вечера, 5 января, так как первые праздничные церемонии запланированы в течение всего дня 6 января.

Исповедь запланирована на 8 часов утра, 6 января, тогда как в 17 часов того же дня начинается Всенощное бдение. Торжественные службы будут продолжены и в течение 7 января.

Как правильно вести себя в храме

Существует определенный набор правил, действующих не только в храме Христа Спасителя, но и в других зданиях, которые входят в комплекс собора. Они ничем не отличаются от общепринятого этикета в других религиозных местах:

  1. Одеваться и выглядеть в соответствии с требованиями, принятыми Русской православной церковью. В храме девушкам и женщинам обязательно нужно носить головной убор, тогда как мужчины, посещающие территорию церкви, обязаны его снять.
  2. Следует прийти на службу заранее, еще до начала литургии. Это позволит без лишних сложностей купить свечи, оставить записку о здравии или за упокой. Также верующий сможет в спокойной обстановке поклониться святым образам.
  3. Когда идет литургия, мужчинам следует оставаться справа, тогда как женщины становятся слева от алтаря.
  4. Заходя в храм, следует подойти к аналою и приложиться к главной иконе, а также Святым, день которых чествует церковь.
  5. Во время процессии нужно вести себя тихо и смиренно, не мешать другим прихожанам и особенно служителям церкви проводить службу.
  6. На все время пребывания на территории церкви отключите телефон. Если с вами пришли дети, стоит внимательно следить за их поведением, чтобы они также сохраняли тишину во время службы.
  7. Если вы уже пришли на службу, нельзя покидать храм до момента ее завершения. Если вы опоздали на начало службы, стоит находиться в районе входа. Лишь по окончании Божественной литургии необходимо выполнять запланированные процедуры.

Адрес храма

Собор находится в столице на улице Волхонка, в доме под номером 15. До него можно легко добраться, ведь рядом располагается станция метро «Кропоткинская». Если вы пешком будете проходить через Красную площадь и Кремль, на путь придется потратить около пятнадцати минут.

Прямая трансляция Рождественского богослужения в храме Христа Спасителя в 2020 году

Шестого января в 23:00 начнется богослужение в Храме Христа Святителя, посвященное Рождеству Христову. Прямой эфир мероприятия будет демонстрироваться на центральных телеканалах Российской Федерации. Оно состоится в главном церковном сооружении страны – Храме Христа Спасителя. Во главе праздничной литургии стоит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Собор Успения Божией Матери, 1479 год

Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.

Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.

Устройство православного храма

Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос. 

Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.

На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.

Алтарь

Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).

На престоле размещаются священные предметы. Это антиминс (по-гречески «вместопрестолье»), являющийся знаком полученного благословения от епископа на совершение богослужений. В антиминс вшиваются частички от мощей святых как память о том, что раньше Литургия совершалась над гробами мучеников. На антиминс ложится губка для собирания частиц Святых Даров (символ губки с уксусом, которую подносили к устам Христа при распятии). Евангелие на престоле символически напоминает о присутствии самого Господа. Крест с распятием — орудие спасения людей.

На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.

Части храма

Устройство церкви имеет свои особенности. Православный храм состоит из трех частей: притвора, собственно храма и алтаря. Наличие алтаря является обязательным условием. Прообразом послужило убранство Иерусалимского храма ветхозаветных времён.

В раннехристианские времена притвор являлся местом для оглашенных (готовящихся принять крещение). Раньше таинство Крещения совершали несколько раз в году, поэтому притвор строился значительного размера. Когда крещение людей стало регулярным и в младенческом возрасте, то необходимость во вместительных притворах отпала. Сейчас в некоторых храмах притворы полностью отсутствуют. А если они есть, то преимущественно в качестве теплоизоляционного помещения. В притворе могут размещать свечной ящик. Иногда там ставится канун (столик для свечей за упокой),

По церковному уставу в притворе должны совершаться литии на вечернях. Однако в современной практике это бывает редко. Размеры притвора не позволяют разместить духовенство и прихожан.

Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год

Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.

Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.

Описание внутреннего строения храма

План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор

Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.

Внутреннее устройства христианского дома

Основная, или средняя часть

Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

Иконостас

Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем

Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:

  • на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • справа висит образ Спасителя;
  • за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;
  • слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;
  • на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;
  • над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;
  • над иконостасом располагается распятие;
  • рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.

Иконостас может состоять из неограниченного количества рядов, где вешают иконы Богоматери, разных святых или сцен из Святого Писания.
Совет автора

Алтарь

По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:

  • Святого Престола, где совершаются Таинства;
  • небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника;
  • жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары;
  • маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.

Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.

Схематическое изображение алтаря

Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.

Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.

Румынский Патриарх и его папские облачения

То, что Русскую Церковь возглавляет Патриарх, мы воспринимаем как что-то само собой разумеющееся. А вот то, что есть другие Православные Церкви с Патриархами во главе, знают не все. Вообще в мире сегодня существует пятнадцать Поместных Церквей. И девять из них обладают
статусом патриархата, совсем
как Русская Церковь. В России
Патриарх носит на голове белый
куколь — особый головной убор
белого цвета. Это знак или символ его
служения. Куколь — вещь уникальная, его носит исключительно Патриарх Московский и всея Руси. Еще одним уникальным элементом патриаршего облачения является зеленая мантия с
бело-красными полосами — «потоками».

Патриарх Румынский Мирон (1868–1939)

У Патриархов иных Поместных Церквей
также очень интересные облачения. Вот, например, в Румынской Церкви
все одежды Патриарха имеют
белый цвет: и клобук (головной убор), и ряса
(верхняя повседневная одежда). Выглядит все это, надо сказать,
очень торжественно и красиво. Румынская Церковь очень
древняя и при
этом очень молодая. Дело в том, что христианство существует на нынешних румынских землях почти с первого века.
А вот независимой Румынская Церковь стала
только в 1885 году. В течение своей
истории румынские христиане были то частью
Римской Церкви,
когда она еще не отделилась от православия, то частью Церкви
Константинопольской. Какое-то время население Румынии в церковном плане
подчинялось и России.

В 1925 году было
принято решение, что Румынскую Церковь будет возглавлять епископ с титулом
Патриарха. Первый Румынский Патриарх Мирон (Кристя) в знак своего
статуса стал носить
белые одежды. Как кажется, причина
этого кроется в названии
государства. В оригинале «Румыния» звучит как «Романия», то есть «римская». Румыны до сих пор ощущают
себя наследниками величия
Римской империи. Они даже
говорят на измененной, но все же латыни.
Несмотря на полное
господство в Румынии
православия, сами румыны
чаще смотрят на Запад, чем
на Восток. Их священники,
подобно западным, бреют
бороды. Белые одежды Румынского Патриарха — это в каком-то
смысле дань западному прошлому Румынской Церкви, ее принадлежности к римской церковной традиции, ведь и глава
Католической Церкви Римский
Папа традиционно носит белые одежды.

Значение слова Храм по словарю Символизма:

Храм — Imago Mundi, микрокосм, духовный центр мира, земной партнер небесного архетипа, место пребывания божества на земле, укрывающая сила Великой Матери, место встречи трех миров (ибо имеется контакт с небом, землей, подземным миром и водами), равновесие. Храм символически считается самым высоким местом округи. Иногда храмы являются олицетворением строения космоса, иногда — религиозных отношений между богами и людьми. Как космическая структура храм состоит из горизонтально расположенных накладывающихся одна на другую ступеней или рядов, каждый из которых является частью общего экзистенциального плана с его бесконечным разнообразием и выделением стадий бытия. Это осевая и вертикальная связь между Небом и Землей, землей и подземным миром, его ступени символизируют восхождение к Небу и духовное восхождение верующего. Он является также образом Священной Горы. Центральная колонна храма — это одновременно и axis mundi, и Космическое Древо. Скальный или пещерный храм символизирует возвращение к центру, природе, к изначальной сути человека, к живой скале и утробе перерождения. Треугольный храм, опирающийся на четыре колонны, символизирует тройственную форму божества, правящего четырьмя стихиями как посланцами созидания и продолжения рода. Круглый храм отражает совершенство круга, то есть божественное совершенство. Индуистские храмы строятся в соответствии с планом мироздания и являются образами макрокосма. Они построены в форме мандалы, Квадрат — основополагающая форма индуистской архитектуры. Он символизирует порядок, стабильность и завершенность. В нем три алтаря: в восточном пределе квадратный алтарь огня символизирует мир небесный. в западном пределе алтарь имеет форму круга и символизирует материальный мир. в южном пределе находится алтарь воздушных стихий и огня. Центральный очаг выложен в форме креста. Центр высшего алтаря является омфалом, внутренним святилищем. Центральная колонна, символизирующая мировую ось и мировое древо, растет из семени святилища, утробы. Вся площадь храма разбита на 64 квадрата. Это мандала, космический план. Небо и земля встречаются у ворот, у четырех углов, соответствующих четырем странам света. Корона на вершине центральной колонны символизирует божественную славу, а отверстие над ней образует выход от земли к Небу и вход в небесный уровень. Темнота внутри храма символизирует потребность человека в свете извне и то, что храм освещается божеством. Иерусалимский храм был imago munch и космическим центром, местом встречи Бога с Израилем. Он символизировал начало космического времени и был местом обитания или домом Бога на земле, отражением Небесной Скинии. По Иосифу, три части святилища символизировали три области космоса, двор, низины, море, Святилище, землю, Святая Святых, Небо. Шумерский храм, или зиккурат строился в форме семи ступеней, позволяющим восходить и нисходить. они образовывали вертикальную смычку между Небом и Землей, между землей и подземным миром и водой. он также образовывал горизонтальную смычку между различными землями.

Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год

Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.

Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».

Храм действующий.

История создания Храма Христа Спасителя

  • Замысел строительства храма возник сразу после освобождения России от армии Наполеона, как дань памяти воинам, павшим на полях той войны. На право возведения храма был проведен конкурс, в котором победитель, которым стал А.Л. Витберг, был определен из более чем двадцати участников. Изначально планировалось построить здание на Воробьевых Горах. Там и была проведена торжественная церемония закладки храма в 1817 году. Однако вскоре обнаружилось, что из-за особенностей почвы, строительство по имеющимся расчетам закончить не удастся. Кроме того, руководителя проекта обвинили в финансовых нарушениях, и в 1826 году работы были приостановлены.
  • В 1832 году уже преемник Александра, император Николай I, решил вернуться к проекту сооружения Храма Христа Спасителя. Со свойственной ему авторитарностью он не стал проводить никаких конкурсов, а лично назначил нового архитектора, которым стал Константин Тон, и выбрал место для строительства недалеко от Кремля. Причем пришлось разобрать стоявшие на этом месте церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь.
  • В 1939 году Храма Христа Спасителя был повторно торжественно заложен. Значительная доля финансирования строительства шла с государственной казны. Но пожертвования собирались по всей стране. Работы велись 44 года, а если учитывать время с момента замысла храма, то более 70 лет, и руководили ими четыре императора.
  • В 1883 году храм был тожественно освящен. Причем произошло это 26 мая, в день коронации Александра III. На церемонии присутствовали немногочисленные оставшиеся в живых участники сражений с наполеоновской армией.
  • За период строительства в работе принимали участие лучшие архитекторы, а роспись Храма Христа Спасителя проводилась при участии известных художников России своего времени.
  • Храм Христа Спасителя начал считаться кафедральным, в нем проходили торжества по поводу всех значимых праздников и юбилеев. В нем же, в 1917 году состоялся знаменитый Поместный Собор, на котором спустя двести лет было восстановлено Патриаршество в Православной Церкви России.
  • Вскоре настали сложные времена гонения на Церковь. Но храм продолжал свою деятельность вплоть до 1930-х годов. В 1931 году с целью освобождения места под намечавшееся строительство Дворца Советов Храм Христа Спасителя было решено снести. Часть храма была разобрана, а элементы его облицовки пошли на оформление многих объектов строительства в Москве. Оставшуюся часть храма взорвали.
  • На месте, где ранее возвышался храм Христа Спасителя, было заложено грандиозное строительство Дворца Советов, который должен был стать высочайшим зданием в мире. Но планам помешала война, а после ее окончания актуальность такого проекта была утрачена. А вскоре здесь построили плавательный бассейн открытого типа.
  • В конце 1980-х годов в связи с изменениями в политическом курсе многие общественные деятели и группы стали высказываться за воссоздание в изначальном облике Храма Христа Спасителя. Символический первый камень на месте постройки был заложен в 1990 году, а сами работы начались в 1994 году. Строительство храма совпало с непростыми временами в экономике, собранные пожертвования тут же обесценивались инфляцией. И наконец, в 2000 году восстановленный Храм Христа Спасителя был тожественно освящен.
  • На данный момент храм служит в качестве главного собора Православной Церкви России. В нем проводит богослужения Патриарх, проходят Архиерейские соборы, принимаются все важные решения в церковной жизни.

Из чего состоит храм

Современные храмы строятся обычно в нескольких формах:

  • в виде креста;
  • в виде корабля (символизируя лодку спасения или ковчег Ноя);
  • форма круга (символизирует вечность);
  • как восьмиконечная звезда (символ путеводной звезды).

Наверху всегда бывает купол – символ Неба. Его венчает крест. В некоторых храмах не один, а несколько куполов:

  • 2 купола означают Божественную и человеческую природу Христа.
  • 3 купола – в честь Пресвятой Троицы.
  • 5 куполов – в честь Господа и четырех евангелистов.
  • 7 куполов – в честь Таинств и Вселенских соборов.
  • 9 куполов – по числу Ангельских чинов.
  • 13 куполов – в честь двенадцати апостолов и Христа.

Над входом обычно стоит колокольня.

Внешнее устройство православного храма:

Храм состоит из трех частей:

  1. Притвор. Здесь стоят готовящиеся к Таинству Крещения, а также кающиеся грешники.
  2. Средняя часть. Здесь стоят и молятся верные христиане.
  3. Алтарь. Олицетворяет Небо, здесь молятся священнослужители перед Престолом.

Внутреннее устройство православного храма:

В притворе также находится церковная лавка. В ней покупают свечи, подают записки и т.д.

Перед притвором находится паперть. На ней обычно располагаются нищие.

Алтарь расположен всегда на востоке, символизируя Христа, Солнце правды. Если в храме не один, а несколько алтарей, то один из них бывает главным. Остальные алтари называются приделами. Они бывают в честь святых или праздника.

Алтарь – самая главная часть храма. Само слово переводится — «возвышенный жертвенник». В нем находится престол, на котором происходит Таинство Евхаристии. Дотрагиваться до него могут только священнослужители. Место, находящееся позади престола носит название «горнее».

Алтарь отделяется от основной части иконостасом. Он имеет специальный порядок расположения икон. В нем находится три двери: царские врата и две диаконские. Царскими вратами входят только священнослужители. Через диаконские двери совершаются входы на Богослужениях.

Возвышенное место перед иконостасом называется солеей. На ней стоит хор. Посередине его, напротив царских врат находится амвон. На него можно ступать только священнослужителям. С него говорятся проповеди и причащают христиан. С него диакон читает ектении и Евангелие. На солее находятся также хоругви.

Также в храме есть канун, где ставят свечи за упокой и кладут принос. Около него служат панихиды и литии. В храме находится множество икон, перед которыми горят лампады.

https://youtube.com/watch?v=KlK6fzM5KUs

Устройство православного храма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector