Религия в бразилии

Верования

В опросе 2007 года, проведенном Datafolha и опубликованном в газете Folha de S. Paulo , были заданы различные вопросы о верованиях бразильского народа. В этом опросе 64% указали, что они католики, 17% протестанты- пятидесятники , 5% протестанты- непятидесятники , 3% кардецисты или спиритисты, 3% последователи других религий, 7% нерелигиозные или атеисты. Менее 1% сообщили, что исповедуют афро-бразильские религии .

Вера в бога и дьявола
  • 97% бразильцев верят в Бога; 2% сомневаются и 1% не верят в Бога.
  • 75% сообщили, что верят в Дьявола, 9% сомневаются и 15% не верят в Дьявола.
  • 81% нерелигиозных сообщили, что верят в Бога.
Об Иисусе Христе

93% заявили, что верят, что Иисус Христос воскрес после смерти; 92%, что Святой Дух существует; 87% в возникновении чудес ; 86%, что Мария родила Иисуса девственницей ; 77%, что Иисус вернется на Землю в конце времен; 65%, что причастный хлеб — это тело Иисуса; 64%, что после смерти некоторые люди попадают в рай ; 58%, что после смерти некоторые люди попадают в ад, и 60%, что есть жизнь после смерти.

Вера в святых
  • 57% считают, что есть святые.
  • 49% молятся о заступничестве святого (68% среди самопровозглашенных католиков).
  • 18% молятся о заступничестве Девы Марии Апаресидской (26% среди католиков); Святой Антоний , Святой Экспедит (по 5%), Святой Георгий (3%), Святой Иуда , Святой Франциск Ассизский и Святой Иосиф (по 2%).
О католических священниках
  • 51% считают, что некоторые священники уважают целомудрие , 31% — большинство, 8% — нет и все 4% — соблюдают .
  • 66%, что священникам должно быть разрешено жениться (59% среди католиков и 94% среди последователей Кандомбле).
  • Что касается скандалов с сексуальным насилием с участием священников, 38% считают некоторые жалобы правдой, 30% большинство — правдой, 21% — все правдивы и 4% — ни одной из них.
О разных религиях
  • С предложением «католики не исповедуют свою религию» полностью согласны 19% и согласны 41%, но не полностью.
  • С предложением «протестанты введены в заблуждение своими священниками» согласны 61% (77% среди кардецистов, 67% среди католиков и 45% среди протестантов).
  • С предложением «Умбанда — это дьявол» согласны 57% (83% среди протестантов- евангелистов , 53% среди католиков и 12% среди умбандистов).
  • С предложением «евреи думают только о деньгах» согласны 49%. 51% не согласны.
  • С предложением «Мусульмане выступают за терроризм» согласны 49%. 51% не согласны.

Образовательные учреждения бахаи

В 1980 году в Бразилиа была основана Школа Наций «Escola das Nações», двуязычная (англо-португальская) интернациональная школа бахаи . В течение Международного года грамотности 1990 г. школа сотрудничала с несколькими общинами в рамках проектов, в один из которых входило спонсирование министра образования Федерального округа. В 2007 году в этой школе было зачислено около 610 учеников и 90 учителей, включая ассистентов.

В конце 1980-х и 1990-х годах Associação Monte Carmelo была сформирована как сообщество педагогов, семей, их детей и вспомогательного персонала, сформировав неправительственную организацию социально-экономического развития семьей Айвазян, которая пожертвовала 84000 квадратных метров (900000 квадратных футов). ) сельская собственность, которой они владели недалеко от Порто Фелис, передана общине бахаи, чтобы ее можно было использовать для нужд Порто Фелиза и его окрестностей. После тщательной оценки и консультаций с местными лидерами и властями было установлено, что наилучшим вариантом использования собственности было бы превращение ее в центр материального, человеческого и духовного образования (в настоящее время 120) детей и подростков всех религиозных убеждений и этнические группы из малообеспеченных семей.

Новогодние обычаи

Новый год бразильцы отмечают 1 января. У них в это время лето и пик пляжного сезона. Все одеваются в белое и встречают праздник в кругу шумной и веселой компании друзей. Обязательны фейерверки и яркая иллюминация. По традиции, нужно загадать желание и успеть съесть 12 виноградин за несколько секунд до наступления Нового года.

Непременно нужно задобрить духов, чтобы следующий год стал удачным. Бразильцы разжигают костры на пляже и на плотах пускают по волнам дары ‒ рис, цветы, фрукты. Жертву приносят богине моря Иеманжу. Она ассоциируется с Девой Марией и изображается в виде девушки с распущенными волосами. Перед ее статуей на берегу зажигают свечи и преподносят цветы и подарки.

Бразилия ‒ удивительная, живописная страна со своими интересными особенностями. Смешение разных национальностей и колониальная история привели к созданию необычного «магического» мировоззрения местных жителей. Это в совокупности с изумительной природой и доброжелательным менталитетом бразильцев делает страну популярной для иностранцев.

Население Бразилии: preto и pardos — конкуренция Африке

Согласно бразильской статистике, собственно негров (negros), или как они также именуются в Бразилии, — preto («черный»), всего 12, 9 миллионов человек, т.е. 6,9% от общего количества населения (По состоянию на 2007 г.).

Однако в стране также имеется официально учитываемая большая расовая община pardos — мулатов (португальское слово «парду» означает «коричневый»), к которой согласно Бразильскому государственному институту географии и статистики (Instituto Brasileiro de Geografi a e Estatística — IBGE), относится 43,8 % или около 79 миллионов человек из общего населения в 190 миллионов (Разбивка на общины, или расы, как говорят в Бразилии, приводится по данным на 2007 год. На 2010 г. население Бразилии составило уже почти 193 миллиона. Данные последней переписи см. на врезке).

Около 93 миллионов бразильцев относили себя в период около 2007 года к preto и pardos, т.е. общинам с преимущественно негроидными корнями. В то время как в самой крупной стране Африки Нигерии по данным на 2010 год все население составляет около 152 217 341 чел., а второй по величине населения африканской стране — Эфиопии 88 млн. человек (Также данные на 2010 г.).

Однако при этом необходимо иметь ввиду, что к «парду» официальная бразильская статистика последних нескольких десятилетий относит не только мулатов (темнокожих потомков от браков белых и черных), но и метисов, т.е. потомков от смешанных браков в различном сочетании этнических групп белых, негров и индейцев, а также потомков от смешанных браков белых, негров, индейцев с выходцами из стран Азии. При этом сложно посчитать, сколько из «парду» не имеют отношения к собственно негроидам.

Термин «парду» впервые заменил в 1890-м году в бумагах переписи населения наименование «метис» («mestiço», смешанные), а ныне принят упоминавшимся выше Бразильским государственным институтом географии и статистики.

Бразилии также принадлежит еще один неофициальный рекорд. Согласно ряду данных, эта третья страна мира по количеству населения, принадлежащего к европейской расе, называемых в Бразилии branco («белые»), которое ныне составляет около половины населения Бразилии (примерно 48%, или пр. 92 миллиона человек).

Табл.: Основные и смешанные расы Бразилии.
Развернуть текст

Комментарий к таблице: Этнические группы, расы Бразилии (по принятой в современной Бразилии классификации):

1. Негры (preto, «черные»)

2. Белые (branco, «белые»)

3. Мулаты (pardos, «коричневые») — потомки от смешанных браков негров и белых

4. Амарело («amarelo», желтые ) — выходцы из Азии

(Миграция из Японии началась в Бразилию в 1907 году, когда по приглашению властей в Сан-Пауло прибыл первый корабль с японскими рабочими. Эта миграция продолжалась, с перерывом на период Второй мировой войны, до начала японского экономического бума в 1950-1960-х годах. Всего в Бразилию переехало на работу и жительство 260 тысяч японцев (Больше на сайте японской общины в Бразилии imigracaojaponesa.com.br (порт.). Также азиатская община Бразилии представлена выходцами из Южной Кореи и таких азиатских стран, как Ливан и Сирия, откуда переселенцы стали приезжать к 1970-х годах. Всех их в Бразилии официально относят к этнической группе, или расе «amarelo». Бразильских индейцев сюда не включают).

5.Индейцы (indígena) — коренные жители страны до прихода европейцев.

Также в группу pardos относят потомков от смешанных браков:

Кафузу («кафузу», порт. cafuzo) потомки от смешанных браков индейцев и негров. В др. странах Южной Америки потомки таких браков называются «самбо».

Кабокло (кабоко; порт. caboclo от индейского словосочетания caa-boc «пришедшие от белых») — потомки от смешанных браков белых и индейцев.

В быту бразильцы употребляют также неоднозначный термин «морено», слово, которое означает «темнокожий», «темноволосый». Термин имеет более широкий смысловой охват, чем термин «пардо».

Японец на рекламном плакате (середина XX в.), призывающий японцев ехать на работу в Бразилию. Такой плакат хранится ныне в бразильском Музее истории японской эмиграции» (Musée historique de l’immigration japonaise).
Развернуть текст

Местные верования

Несмотря на то, что большинство коренных народов Бразилии к началу XXI века успешно христианизировано, в стране по прежнему сохраняются местные индейские верования и религии (310 тыс. ). К числу народов, среди которых преобладают местные верования относятся племена апуринан, баре, бороро, жамамади, канела, камбива, канамари, капинава, кокама, кулина, макуши, потигвара, тариана, терена, тремембе, трука, тукано, тупиникини, туша, уамуэ, хупда, шакриаба, шоко-карири и яномамо.

С 1930-х годов в бразильских городах распространяются культы, основанные на употреблении айяуаски.

Протестантизм

Протестантизм — второе по популярности вероисповедание в Бразилии. Здесь существует огромное количество самых разных протестантских толков — пятидесятники, лютеране, баптисты, адвентисты седьмого дня и многие другие. Первые протестантские миссионеры — французские кальвинисты — появились здесь также в XVI веке. Однако французы были быстро вытеснены из Бразилии португальцами. Затем распространять протестантизм пытались переселенцы из Голландии, но окончательно эта ветвь христианства закрепилась в Бразилии только в XIX веке. Её распространению способствовало провозглашение свободы совести в 1824 году.

В сельской местности, где очень плохо развито образование, протестантские пасторы, помимо проповеднической деятельности, обучают детей грамоте и счёту. В последнее десятилетие число протестантов в Бразилии неуклонно растёт.

История

Африканская иммиграция

Капоэйра или танец войны Иоганна Морица Ругендаса, 1835 г.

История мусульман в Бразилии начинается с ввоза в страну африканского рабского труда. Бразилия получила 37% всех продаваемых африканских рабов, и более 3 миллионов рабов были отправлены в эту страну. Примерно с 1550 года португальцы начали продавать африканских рабов для работы на сахарных плантациях, когда коренное население тупи пришло в упадок. Ученые утверждают, что Бразилия приняла в рабство больше мусульман, чем где-либо еще в Северной и Южной Америке.

Во времена берберийских войн некоторые коренные бразильцы вступили во взаимодействие с мусульманскими землями. Доктор Антонио Соса, португальский священнослужитель, находившийся в плену в Северной Африке в 1570-х годах, отметил, что печально известный порт Алжир содержал один из самых этнически разнообразных городов в мире, включая индейцев из иберийских колоний в Новом Свете. Известно, что берберские корсары нападали на перевозки рабов и товаров, захватывая пленных из Америки. В 1673 году 140 пленных были взяты из флота Рио-де-Жанейро, а захват бразильского корабля в 1674 году повлиял на решение усилить военно-морскую защиту.

Мале Восстание

Мусульманское восстание 1835 года в Баии иллюстрирует состояние и наследие сопротивления среди общины Мале , как африканские мусульмане были известны в 19 веке в Баии. Большинство участников были Наго, местное обозначение этнического йоруба . Многие из «малеш» были солдатами и пленниками в войнах между Ойо , Илорином и другими городами-государствами йоруба в начале 19 века. Среди других участников были священнослужители хауса и нупе , а также дэджейские или дагомейские солдаты, принявшие ислам или сражавшиеся в союзе с мусульманами ».

Начиная с ночи 24 января 1835 года и до следующего утра, группа рабов африканского происхождения заняла улицы Сальвадора и более трех часов противостояла солдатам и вооруженным гражданам.

Несмотря на то, что оно длилось недолго, восстание было крупнейшим восстанием рабов в Бразилии и крупнейшим восстанием городских рабов в Америке. В нем приняли участие около 300 африканцев, а число погибших оценивается от пятидесяти до ста, хотя точное число неизвестно. Это число увеличивается еще больше, если включить в него раненых, умерших в тюрьмах или больницах. Многие участники были приговорены к смертной казни, тюрьме, порке или депортации. Восстание имело общенациональные последствия. Опасаясь, что этому примеру последуют, бразильские власти начали очень внимательно следить за малами, и в последующие годы были предприняты интенсивные усилия, чтобы заставить принять католицизм и стереть народную память об исламе и привязанность к нему . Однако африканское мусульманское сообщество не было стерто в одночасье, и, по оценкам, к 1910 году в Бразилии все еще проживало около 100 000 африканских мусульман.

Мусульманские иммигранты в Бразилии

После восстания афро-бразильской мусульманской общины следующий период ислама в стране был в первую очередь результатом иммиграции мусульман с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии . Около 11 миллионов сирийских и ливанских иммигрантов (в основном христиан- маронитов ) проживают по всей Бразилии. Самая большая концентрация мусульман находится в большом районе Сан-Паулу .

Архитектура и кухня также несут на себе товарные знаки культуры, принесенной арабами всему полушарию. Например, второй по величине сетью ресторанов быстрого питания в Бразилии является Habib’s , где подают блюда арабской кухни. Разнообразие влияния также распространяется на такие предприятия, как текстильная промышленность, которой в основном управляют купцы сирийско-ливанского происхождения (в основном христианской веры). В городском совете Сан-Паулу есть советник-мусульманин по имени Мохаммад Мурад, юрист. Несколько мечетей усеивают большую часть Сан-Паулу, самая старая и самая популярная из них находится на Авенида-ду-Эстаду . С момента своего основания мечеть добавила школу Корана, библиотеку, кухню и конференц-зал для различных функций.

Афро-бразильские религии[править | править код]

Обряд кандомбле

Рабы, завезённые в Бразилию, сохранили африканские традиционные культы, которые, переплетясь с католицизмом, спиритизмом и индейскими верованиями, превращались в Бразилии в новые синкретические религии. На протяжении долгого времени эти религии находились под запретом, лишь с конца XIX века получив некоторые свободы. В штате Байя широко распространён культ кандомбле; в штате Рио-де-Жанейро — культ макумба (и его форма — кимбанда и умбанда); на севере страны — шанго. Среди других религий следует назвать батуке, культ Ифа, энкантарию, ксангё.

Жрецов и жриц афро-бразильских религий называют отцом и матерью богов. Часто жрецы живут в отдельных помещениях при террейросах — культовых храмах этих религий. В алтарном помещении террейроса хранятся языческие идолы, которым регулярно приносят еду. В последнее время террейросы всё чаще выступают в роли социальных центров, где можно получить информацию о здоровье, образовании и гражданских правах. Многие африканские боги очень часто отождествляются с католическими святыми: бог-громовержец Шанго со Иеронимом или Варварой; его жена Ошун — с Девой Непорочного Зачатия и Девой Света; бог войны Огун — с Антонием; богиня моря Йемайя с Пресвятой Девой Марией; богиня охоты Ошосси — со св. Георгием; божество Земли Омолу — с Бенедиктом; покровитель близнецов Ибежи — со святыми близнецами Космой и Дамианом; и Эшу — с Сатаной. Впрочем, отождествление может варьироваться как от культа к культу, так и от штата к штату.

Согласно переписи населения в 2010 году крупнейшей афро-бразильской религией была умбанда (407 тыс.) и кандомбле (167 тыс.); численность приверженцев других религий данного типа составляла 14 тыс. человек.

Привычки и образ жизни

Попадая в Бразилию, туристы отмечают экзотику местных нравов и поведения. Например, девушки усматривают в частых комплиментах бразильских мачо элементы домогательства, но скорее всего это не так. Одаривать девушку комплиментами, сопровождать это улюлюканьем и различными жестами вполне естественно. Если такого внимания не оказать бразильянке, она начнет беспокоиться, что с ней что-то не так.

В целом, население отличается улыбчивостью, добродушием, эмоциональностью и отзывчивостью. Горячие па выполняются в маленькой компании прямо на улице. В жаркий полдень люди предпочитают проводить время за отдыхом, а самое веселье начинается ближе к закату.

Природа и достопримечательности. Отдых

Богатая природа Бразилии привлекает и восхищает своей экзотичностью и живописностью.

Самые популярные и потому основные природные достопримечательности и места отдыха Бразилии:

  • Амазония;
  • Водопады Игуасу;
  • Заповедник Пантанал;
  • Национальный парк Ленсойш;
  • Парк Фламенго в Рио-де-Жанейро;
  • Национальные парки Рио-де-Жанейро – Тижуку и Энрике Лаге;
  • Ботанический сад в Рио-де-Жанейро;
  • Гора Сахарная Голова;
  • Пляжи Рио-де-Жанейро Копакабана и Ипанема;
  • Архипелаг островов Фернанду-ди-Норонья;
  • Деревня Жерикоакоара;
  • Архипелаг Ильябела.

Амазония –крупный штат на севере страны, почти полностью покрытый джунглями: 

  • В сердце этих джунглей расположился город Манаус – столица штата. Из Манауса предлагаются два направления экотуризма: район Рио Негро и Рио Амазонас, где можно побывать в индейской резервации, сплавиться на лодке по реке, прогуляться по джунглям.
  • Можно посетить национальный парк Жау. Находится он в самом центре Амазонии и представляет собой девственные тропические джунгли, передвигаться по которым можно только по водной системе каналов и рек. Во время такого водного путешествия можно наблюдать за местной дикой фауной.
  • Игуасу – река с системой водопадов, расположенных на границе Бразилии с Аргентиной. Слияние воддвух рек Игуасу и Параны образует огромные каскады, которые являют собой величественное и завораживающее зрелище. Эти водопады – туристическая визитная карточка Бразилии и место постоянного паломничества туристов со всего мира.
  • Рядом с водопадами можно посетить парк экзотических птиц Фос-ду-Игуасу, в котором больше сотни видов пернатых обитателей готовы попозировать перед объективом в естественных условиях, так как совсем не боятся людей.
  • Природный заповедник Пантанал представляет собой саванну, раскинувшуюся на сотни тысяч километров штата Мато Гроссо и окруженную с севера джунглями Амазонии, а с юга атлантическими лесами. Это идеальное место для тех, кто хочет познакомиться с дикой природой Южной Америки, так как разнообразие животных и птиц здесь поражает воображение.
  • Национальный парк Ленсойш расположен рядом с одноименным небольшим городом на северо-востоке Бразилии в штате Мараньян. Это территория, покрытая белыми песчаными дюнами, в складках которых собирается дождевая вода, и образуются голубые озера. Неземной красоты гигантский пляж раскинулся на территории площадью более тысячи километров. При желании можно объехать на джипе с местным гидом наиболее живописные уголки и искупаться в голубых лагунах этой белой пустыни.
  • Самой большой зоной отдыха города Рио-де-Жанейро является городской парк Фламенго. Это место семейного отдыха, пикников, проведения городских спортивных и культурных мероприятий. В парке имеются баскетбольные площадки, футбольные поля, теннисные корты, открытая театральная сцена.
  • Есть в Рио-де-Жанейро еще два национальных парка Тижуку и Энрике Лаге. Заповедник Тижуку – это тропический лес в черте города с живописными водопадами, озерами, фонтанами, тропической флорой и фауной. Здесь можно подняться наодну из самых высоких вершин Рио-де-Жанейро гору Педра-де-Гавея, со смотровой площадки которой открывается чудесная панорама на город и океан.
  • В этом парке находится также гора Корковадо со знаменитой статуей Иисуса Христа на вершине. У подножия Корковадо расположился другой национальный парк Энрике Лаге, названный так в честь бразильского магната-промышленника, бывший особняк которого являет собой центральную архитектурную композицию парка с прилегающей территорией сада.
  • Рядом с горой Корковадо 200 лет назад был разбит ботанический сад, который сегодня является самым красивым местом Рио-де-Жанейро, где растут сотни видов пальм, кактусов, экзотических орхидей, роз и редкие растения-хищники. Только половина из нескольких тысяч видов растений культивируется, остальные – это тропический лес с его обитателями: обезьянами, экзотическими птицами, ящерицами.
  • Еще одной знаменитой достопримечательностью Рио-де-Жанейро является гора Сахарная голова, своими очертаниями напоминающая огромный кусок сахара. Склоны горы слишком крутые, поэтому чтобы полюбоваться видами, открывающимися с ее вершины, нужно подняться на фуникулере.

Иудаизм

Первыми еврейскими поселенцами в Бразилии были марраны, прибывшие в начале XVI века с португальцами. Согласно сообщениям инквизиции, многие бразильские марраны были осуждены за тайное соблюдение иудейских традиций. В XVII веке в Голландской Бразилии евреи-марраны получили право открыто вернуться в иудаизм. В 1636 году в Ресифи была построена первая на американском континенте еврейская синагога. С изгнанием голландцев Бразилию принудительно покинули и евреи. Новая страница в истории бразильского иудаизма началась с обретением Бразилией независимости и провозглашением свободы вероисповедания. В начале XIX века в Бразилию переселяется значительное число марокканских сефардов. В 1824 году в Белене ими была отстроена синагога. Ко времени начала Первой мировой войны в Бразилии проживало 5 — 7 тыс. евреев, в ходе массовой эмиграции из Европы в 1920-х годах это число значительно выросло. Эмигранты из Польши, России, Украины и Белоруссии являлись ашкеназами.

Католичество

Большинство местных жителей являются христианами-католиками. Распространение католичества в Бразилии началось одновременно с завоеванием этой страны европейцами — в середине XVI века. Вместе с португальскими завоевателями сюда приезжали миссионеры — представители разных католических орденов (бенедиктинцы, францисканцы, иезуиты и др.). Они занимались распространением христианского учения, а также основывали школы, больницы и богодельни. Постепенно католицизм вытеснил традиционные верования коренных жителей.

По конституции 1822 года, принятой после признания Бразилии независимым государством, католичество стало официальной государственной религией. Сегодня в Бразилии находится множество католических святынь, ежегодно притягивающих к себе сотни тысяч верующих. К ним относятся:

Под влиянием местных традиций католическая религия в Бразилии стала трансформироваться. Здесь часто возникают неримские варианты католичества. Кроме того, с каждым годом число католиков в Бразилии сокращается, о чём свидетельствуют данные переписей населения. Многие из них переходят в общины протестантов, а многие становятся атеистами.

Бумба-ме-бой

Бумба-ме-бой (Hit my Ox) — это музыкальное представление, которое считается основным произведением бразильского популярного театра, в котором сочетаются исполнительское искусство, поэзия и музыка.

В нем рассказывается история быка, который умирает из-за прихоти беременной рабыни, и всех событий, которые произошли после этого факта.

Эта история, которая принадлежит афро-бразильской традиции, практикуется с 18 века и обычно представлена ​​во время праздников в честь Сан-Хуана. Бумба-меу-бой изображается посреди улицы или в созданном для этой цели ограде, которое они называют бульваром.

Существует множество версий истории, а также множество групп, организованных для интерпретации этого произведения, которое было занесено в каталог Институтом исторического и художественного наследия Бразилии как культурное наследие страны.

Афро-бразильские религии

Рабы, завезённые в Бразилию, сохранили африканские традиционные культы, которые, переплетясь с католицизмом, спиритизмом и индейскими верованиями, превращались в Бразилии в новые синкретические религии. На протяжении долгого времени эти религии находились под запретом, лишь с конца XIX века получив некоторые свободы. В штате Байя широко распространён культ кандомбле; в штате Рио-де-Жанейро — культ макумба (и его форма — кимбанда и умбанда); на севере страны — шанго. Среди других религий следует назвать батуке, культ Ифа, энкантарию, ксангё.

Жрецов и жриц афро-бразильских религий называют отцом и матерью богов. Часто жрецы живут в отдельных помещениях при террейросах — культовых храмах этих религий. В алтарном помещении террейроса хранятся языческие идолы, которым регулярно приносят еду. В последнее время террейросы всё чаще выступают в роли социальных центров, где можно получить информацию о здоровье, образовании и гражданских правах. Многие африканские боги очень часто отождествляются с католическими святыми: бог-громовержец Шанго со Иеронимом или Варварой; его жена Ошун — с Девой Непорочного Зачатия и Девой Света; бог войны Огун — с Антонием; богиня моря Йемайя с Пресвятой Девой Марией; богиня охоты Ошосси — со св. Георгием; божество Земли Омолу — с Бенедиктом; покровитель близнецов Ибежи — со святыми близнецами Космой и Дамианом; и Эшу — с Сатаной. Впрочем, отождествление может варьироваться как от культа к культу, так и от штата к штату.

Согласно переписи населения в 2010 году крупнейшей афро-бразильской религией была умбанда (407 тыс. ) и кандомбле (167 тыс. ); численность приверженцев других религий данного типа составляла 14 тыс. человек.

Происхождение своего названия

По Бразилия или Пало-де-Бразил — так португальские поселенцы назвали местное дерево, дерево которого ярко-красного цвета, как тлеющий уголь, использовалось туземцами для окрашивания своей одежды.

Позже завоеватели использовали дерево для той же цели, сделав Пау Бразил первым экспортным продуктом бразильской колонии.

Фиолетовые ткани продавались в Европе как предметы роскоши, и это дерево произвело такое богатство, что португальцы назвали эту землю ее именем.

Провозглашая себя республикой, она носила имя Соединенных Штатов Бразилии, а в 1967 году ее начали называть своим нынешним названием: Федеративная Республика Бразилия.

Маргинальное христианство[править | править код]

Зал Царств Свидетелей Иеговы в Виамане

По разным оценкам от 1,59 млн до 3 млн жителей Бразилии являются сторонниками различных организаций маргинального христианства.

Литература Свидетелей Иеговы поставлялась в Бразилию по почте ещё с 1899 года. В 1920 году в стране проповедовали 8 матросов, обращённых Свидетелями в Нью-Йорке. Первым постоянным миссионером Общества сторожевой башни стал канадец Джордж Янг, направленный в страну в 1923 году. В ходе переписи населения в 2010 году Свидетелями Иеговы себя назвали 1 млн 393 тыс. человек. Сама организация в 2012 году отчиталась о 756 тыс. крещённых возвещателях в 11,1 тыс. собраниях.

Первые новообращённые, пожелавшие присоединиться к Церкви Иисуса Христа святых последних дней, появились в стране в 1929 году; через два года в Бразилии был построен первый молитвенный дом мормонов. Перепись 2010 года выявила в стране 226,5 тыс. мормонов. Сама церковь заявляет о 1,25 млн последователях (1972 прихода), признавая, что значительное число из них являются неактивными прихожанами.

Среди других групп маргинальных христиан следует назвать Церковь объединения, Церковь Нового Иерусалима (последователи Сведенборга), сторонников Христианской науки.

В Бразилии появились новые синкретические религии

Необходимо отметить, что выходцы с африканского континента составляют значительное число жителей Бразилии. Они исповедуют африканские традиционные культы, которые переплелись с католицизмом, спиритизмом и индейскими верованиями и трансформировались в новые религии.

Они лишь с конца XIX века получили некоторые свободы, а до этого длительное время находились под запретом. В штате Байя широко распространён культ кандомбле; в штате Рио-де-Жанейро — культ макумба (и его форма — кимбанда и умбанда); на севере страны — шанго. Среди других религий следует назвать батуке, культ Ифа, энкантарию, ксангё.

В террейро — святом месте, где реализуются обряды кандомбле. Для Бразилии характерен религиозный синкретизм, когда жители страны придерживаются древних африканских культов и при этом считают себя католиками. Фото: brasil-russia.ru

Все эти культы христианами считаются языческими со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом необходимо отметить, что многие африканские боги очень часто отождествляются с католическими святыми: бог-громовержец Шанго со Иеронимом или Варварой; его жена Ошун — с Девой Непорочного Зачатия и Девой Света; бог войны Огун — с Антонием; богиня моря Йемайяс Пресвятой Девой Марией; богиня охоты Ошосси — со св. Георгием; божество Земли Омолу — с Бенедиктом; покровитель близнецов Ибежи — со святыми близнецами Космой и Дамианом; и Эшу — с Сатаной.

Многие афро-бразильцы исповедуют языческий культ и католицизм.

Таким образом, можно говорить о двоеверии. Это одна из причин, почему в стране сильна Католическая церковь, чьи святые нашли себе «пару» в африканских культах. Что же касается численности верующих, то на 2010 год крупнейшей афро-бразильской религией была умбанда — 407 000 человек, икандомбле 167 000 человек, численность приверженцев других религий данного типа составляла 14 000 человек.

Шаман перуанской народности урарина, 1988 год. Многие коренные индейские племена Бразилии исповедуют древние культы и верования, например, шаманизм. Фото: upload.wikimedia.org

Древняя религия Бразилии — языческие индейские культы и верования. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны христианизировано, примерно 310 000 человек придерживается старых богов.

Это племена апуринан, баре, бороро, жамамади, канела, камбива, канамари, капинава, кокама, кулина, макуши, потигвара, тариана, терена, тремембе, трука, тукано, тупиникини, туша, уамуэ, хупда, шакриаба, шоко-карири, яномамо и т.д. Известны также культы, основанные на употреблении айяуаски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector